Некоторые «гуру» от блогосферы считают, что их оригинальный дизайн достоин только восхищения. Если вдруг от читателей доносятся скромные голоса: «…неудобно, …а где у вас…», даже комментарии такие режутся. Не ваше, мол, дело, красота требует жертв. И вообще ничего вы не понимаете. Хотя, спроси у такого блоггера: «А вам нужны читатели?». Скажет: «Конечно! И чем больше, тем лучше». Кого же они обманывают? А ведь блог – это комната, где вы принимаете читателей-гостей. От того, в какой угол вы поставите кресло или насколько удобной будет спинка стула, зависит, останутся ли ваши гости на ночь, придут ли снова в выходной или вы их больше никогда не увидите.
Ошибка первая. «Главная»
Многие блоггеры думают, что веб-страницы бесконечны. В результате, у большинства главная страница растягивается на десятки экранов. Это достигается тем, что посты выложены целиком, а не анонсами. Это неудобно, поскольку читатель хочет очень быстро, буквально одним взглядом, увидеть все свежие статьи и выбрать для себя самый интересный. На поверку он вынужден крутить колесо мыши до 25 раз! От такого действа палец сводит судорогой, а мозги – нехорошими словами в адрес автора блога.
Некоторые блоггеры спорят со мной, что именно постоянным посетителям неудобно сначала смотреть анонс, а потом снова кликать и читать пост целиком. Но я считаю, что если блоггер работает не для десятка друзей, а стремится постоянно привлекать новых читателей, он должен заботиться об удобстве именно новичков.
Когда, впервые попавший на ваш блог читатель, с первого взгляда видит всего один пост и тот, к сожалению, ему не нравится, он может и не посмотреть другие, может более удачные посты. А если новый читатель может в пределах одного экрана увидеть два-три анонса, повышается шанс, что он выберет для себя интересную информацию.
Кроме того, выкладывать посты целиком не только неудобно, но и вредно для блога. Ведь многим читателям достаточно посмотреть только главную страницу и они могут уйти, не кликая на страничку поста. Что делать? Ограничивать посты анонсами в 400-500 знаков с фото, а после «Читать далее…»
Ошибка вторая. Категоричная.
Часто в блогах встречаются категории постов или лучше – рубрики со странными названиями. Я насобирала в коллекцию такие: «Разное», «Всякое», «Между прочим» (ну, вы знаете продолжение этой фразы), «Обо всем» (и ни о чем), «Мысли вслух» (иные в тряпочку и под кроватью), «Просто почитать» (другие читать сложнее), «Чисто о жизни» (видимо, в других рубриках «грязно о смерти»), «Интересно» (видимо, все остальное не интересно). Названия безликие, расплывчатые, порой, смешные, словно стыдливо прикрывшие комплексы автора блога. Если на один блог встречается несколько таких рубрик, трудно понять, чем они различаются. Ну, кроме названий.
А вот рубрика «Без рубрики» вообще сбивает с толку. Это слово «Без…» звучит неприятно, словно нас, читателей, лишили чего-то, недодали нам, не доложили, предложили что-то без… чего-то.
Что делать? Называть рубрики как можно четче. Если у вас настоящий дневник «про жизнь». Так и называйте: «Я люблю», «Мне интересно», «Мои увлечения»…
Ошибка третья. Текстовая.
Начинающие блоггеры очень любят писать много, в смысле – длинно, рассуждая при этом как минимум о глобальных проблемах. Видишь такое и страшно читать, думаешь, вдруг не осилишь. Потому нормальный читатель либо быстро пробегает глазами, не вдумываясь в текст, либо вовсе бросает читать после первого абзаца.
Всяческие web-лаборатории провели море исследований стилей письма в Интернете. Сжатый итог таков:
— web-читатель хочет найти необходимую информацию за минимум времени. Многие, просматривая текст, читают только первое предложение каждого абзаца. Поэтому важно правильно написать первую фразу в каждом абзаце, а также соблюдать правило: «одна идея на абзац».
— просмотр текста, а не чтение – норма для web-пользователей;
— картинки нравятся читателям, но только как дополнение к тексту;
— текст должен быть коротким (до 2000 знаков) и поделен на абзацы, а в ином случае — иметь подзаголовки;
Еще одна особенность предпочтений пользователей Интернета — стиль «перевернутой пирамиды». Это означает, что основная мысль всего поста должна быть выражена в его начале. Фактически, пост начинается с вывода. После вывода — аргументы и прочие важные моменты, а в самом конце — менее важная информация. Это тоже связано с тем, что web-читатели хотят как можно быстрее оценивать важность информации, а не пролистывать вводные абзацы. Перевернутая пирамида удовлетворяет эти желания. А я на одном из блогов вместо традиционного «Читать далее» увидела вроде бы заманчивое: «Дальше интереснее». Это как раз случай презрения к web-жанрам: самое интересное должно быть в анонсе, но не все. Изюминки — под катом.
Ошибка четвертая. Слепая.
Отсутствие оформления постов: фотографий, рисунков. Вкупе с третьей ошибкой порождает страшных скучных монстров. В газете такие «тексты» называют «слепыми простынями».
Кстати, оформлением не считаются абстрактные картинки. Люди любят рассматривать людей, детей, следить за действием. Например, в женском блоге хочется видеть много красивых женщин, в детском — детей и т.п. Совсем круто, когда на фото много самого автора, его семьи, города, природы.
Ошибка пятая. Перегрузочная.
Это когда автор цепляет на свой блог все, что встретил на своем пути: все возможные плагины, копеечную рекламу, мешок друзей и любимые цитаты, календари и анекдоты, десятки счетчиков, рейтинги, переводчики, прогнозы погоды и каталоги. В этом ворохе читателю трудно найти действительно полезную функцию.
Также перегружает блог (уже визуально) игра со шрифтами: разноцветные буквы и фоны, шрифты с насечками, курсив.
Что делать? Цеплять только самые полезные плагины, а идеальный цвет для фона – белый, для букв – черный.
Ошибка шестая. Моральная.
Предыдущие ошибки были больше технически-психологическими. Но часто встречается еще одна, пожалуй, моральная. Я бы назвала ее проблемой целеполагания.
Начиная вести блог, каждый ставит себе какую-то цель, о чем и сообщает читателю, как правило на страничке «О блоге» или в «Привет, мир». Но, часто, со временем, блог перестает соответствовать изначально поставленной цели: сео-оптимизаторы вдруг открывают в себе писательские таланты, а поэты в сугубо личных дневниках пытаются зарабатывать статьями о здоровье. Но шапка и название блога остается. Автор изнутри не видит, как далеко он ушел от своих заявок, зато это хорошо видят читатели-новички. Попадая на такой блог, они либо разочаровываются, либо путаются в ворохе разнообразной информации.
Итого:
Блоггер! Люби своего читателя, посмотри на свой блог чужими глазами и честно убери лишние кнопочки и рубрики, сократи свои нетленные тексты, вставь красивые фото и к тебе потянутся все новые и новые читатели.